Sunday, April 8, 2007

НЕТ НИ «ЕЛЛИНА, НИ ИУДЕЯ» - ПЕРЕД БОГОМ ВСЕ РАВНЫ

Православная Чувашия обеспокоена своеобразным брожением среди интеллигенции нашей республики. Уже раздаются во весь голос странные призывы оставить православие, оставить христианство и вернуться к язычеству, к древним верованиям непросвещенных светом христианской истины чувашей: культу киремети, йĕрех и другим им подобным языческим идолам-божкам. К сожалению, пропаганда древних языческих верований уже ведется на протяжении многих лет целым рядом средств массовой информации: это заметно выражено в газете "Хыпар" и в других газетах. республики. Наиболее усердно зовут к язычеству ученые и писатели А.П. Хузангай, В.П. Станьял, М.Н. Юхма и другие. Они неоднократно выступали и продолжают выступать по республиканскому радио и телевидению с призывами бросить "ненавистное истинному чувашскому народу" христианство, перейти обратно в язычество. Чем руководствуются они, эти представители местной интеллигенции? Главный их аргумент заключается в том, что "чуваши издревле были язычниками, поклонялись киремети": мол, поэтому и нужно вернуть на свои места древние божества, и чуваши заживут хорошо. Но позвольте, под игом Казанского ханства до завоевания Казани Иоанном Грозным чуваши были язычниками, но жили отнюдь не припеваючи, ели хлеб, со слезами смешанный. И если уж на то пошло, то и древние славяне были язычниками, но когда свет истины озарил их, они приняли христианство. А что же делать потомкам древних греков и Древнего Рима, гуннов и галлов, многочисленных варваров, чьи славные своими делами предки были язычниками и поклонялись идолам? Почему у них не возникнет желания вернуться во тьму язычества? Ведь и у современных греков, итальянцев, немцев и т.д., нам думается, немало людей, которых можно смело отнести к интеллигенции. А ведь еще в первых веках нашей эры многочисленные языческие капища Апполона, Зевса, Артемиды, казалось, так непоколебимо стояли на их землях. Однако теперь это - христианские народы. Это потому, что христианство сонмом мучеников, исповедников и святых доказало свою состоятельность. И теперь мы можем смело сказать, что христианство - это не система, которая может изжить себя, не философия, это есть образ жизни, это есть жизнь, это наш источник воды живой. А что такое древний языческий культ чувашей? Он даже не может претендовать на систему, его нельзя назвать философией, это именно культ, а никакая не религия. Ведь этот культ не дает ответа на вопрос, откуда мы произошли, о мироздании, откуда мы пришли и куда мы идем. Здесь не нужна даже никакая вера: просто принеси жертвоприношения и ни о чем не задумывайся. Может ли человек потом называть себя представителем интеллигенции? Несомненно, не может. Напрашиваются два вывода: либо те, кто толкает народ вспять к язычеству, не имеют права называться интеллигентами, либо они сами не верят языческим культам и лишь используют их для прикрытия своих небескорыстных целей.

Мы протестуем против насаждения и распространения язычества в Чувашии и любой его пропаганды. Среди нас подавляющее большинство чувашей, но есть и русские, и представители других национальностей. Но известно: перед Богом в христианстве нет "ни еллина, ни иудея", нет ни чуваша, ни русского - все перед Ним равны, все Его дети. Но если будет распространяться язычество среди чувашей, то это значит, быть конфронтации и вражде между чувашами и русскими, а равно между представителями других национальностей. Ведь уже и сейчас недвусмысленно раздаются призывы, толкающие на вражду между народами, населяющими Чувашию. Все это чревато опасностями.

Нет, мы не против истории древних чувашей, мы не имеем права забывать историю своего народа, не имеем права предавать забвению наши корни и наследие наших предков. Должен быть в Чувашии музей этнографии и культуры! Но не должно быть там языческих капищ, священных рощ, идолов и жертвоприношений. Мы категорически протестуем против того, чтобы в этих этнографических музеях присутствовали жрецы (юмăç), совершались обряды жертвоприношений, не хотим, чтобы в эти сборища привлекался православный народ, и тем более дети. Мы настоятельно требуем, чтобы это письмо-воззвание было опубликовано в печати, чтобы православный человек, прочтя это письмо в газете, воспрянув, присоединился к нашему голосу.

Прихожане Свято-Троицкого мужского монастыря, всего 362 подписи.

Газета „Советская Чувашия”, 22 августа 1995 года

No comments: